Публикации АКЭФ-Аудит

УЧЕТ АВАНСОВ И ПРИЗНАНИЕ ВЫРУЧКИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Современные гостиницы - это сложные многофункциональные предприятия, оказывающие целый комплекс разносторонних услуг. Они могут включать бары и рестораны, тренажерные залы и сауны, камеры хранения, прачечные и химчистки, экскурсионные бюро и т.д. В данной статье рассмотрены учет авансов и признание выручки от основного вида деятельности гостиниц - услуг по проживанию.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 "Продажи".

Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 "Продажи" (субсчет 90-1 "Выручка") и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Аналитический учет по счету 62 должен вестись по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету. Очень важно правильно его организовать. Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных, в том числе и по авансам полученным. Для этого к счету 62 открываются субсчета "Расчеты с покупателями и заказчиками" и "Авансы полученные". На данных субсчетах целесообразно учитывать отдельно услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам.

Как правило, в гостиницах все расчеты за проживание осуществляются на условиях предоплаты. При этом в бухгалтерском учете делаются записи:

Рассмотрим, как правильно отразить выручку от оказания услуг по проживанию для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Один из ключевых вопросов, возникающих у бухгалтеров гостиниц, - в какой именно момент признавать выручку от оказания услуг по проживанию.

Во-первых, как и любое другое предприятие, гостиница формирует доход (признает выручку):

В бухгалтерском учете выручка признается "по отгрузке". В частности, выполняются требования п. 6 ПБУ 1/98, согласно которому факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Согласно п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при одновременном выполнении следующих условий:

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Что касается налогового учета, гостиницы могут признавать доходы методом начисления или кассовым методом. Если у гостиницы в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от оказанных услуг (без учета НДС) не превысила 1 млн руб. за каждый квартал, она вправе применять кассовый метод признания доходов (ст. 273 НК РФ). Выбранный вариант должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

На практике в основном гостиницы используют метод начисления, при котором доходы в целях исчисления прибыли признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Во-вторых, у гостиниц признание выручки от оказания непосредственно услуг по проживанию имеет свои особенности. Поэтому при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения недостаточно предусмотреть только метод признания выручки. Дело в том, что количественным показателем величины гостиничных услуг является календарный день проживания в гостинице. Следовательно, в учетной политике необходимо предусмотреть и дату признания выручки от оказания услуг по проживанию. Такой датой может быть:

Указанные варианты признания даты отражения выручки в бухгалтерском учете сложились на практике и не регламентированы нормативными документами. Однако гостиница при формировании учетной политики вправе отражать специфику своего бизнеса.

На практике существует и третий вариант: выручка от оказания услуг признается по выезду и на последний день отчетного месяца. Фактически это означает, что она признается ежедневно, но в целях сокращения трудозатрат по обработке документов расчеты с контрагентами, а также окончательное оформление документов осуществляются по выезду и на конец отчетного периода.

Рассмотрим особенности каждого из указанных вариантов (см. таблицу):

Показатели Дата признания выручки
В момент выезда В момент выезда
 и на конец отчетного периода
Окончательное оформление документов: актов, счетов, счетов-фактур В день выезда Ежедневно В момент выезда
 и на конец отчетного периода
Признание выручки в бухгалтерском учете В день выезда Ежедневно В момент выезда
 и на конец отчетного периода
Признание выручки в налоговом учете В день выезда Ежедневно В момент выезда
 и на конец отчетного периода
Авансы (при условии полной предоплаты) Вся внесенная клиентом (гостем) сумма 
до момента выезда считается предоплатой На конец отчетного периода оплата 
по последний день каждого месяца включительно признается выручкой, оставшаяся внесенная сумма
считается авансом На конец отчетного периода оплата 
по последний день каждого месяца включительно признана выручкой, оставшаяся внесенная сумма
считается авансом
Незавершенное производство Может возникнуть, если проживание
приходится на два отчетных периода Отсутствует Отсутствуеn

Дата признания выручки - день выезда гостя

В случае признания выручки за проживание в день выезда гостя необходимо помнить о том, что даты заезда и выезда могут приходиться на разные отчетные (налоговые) периоды. Так, если гость заехал в гостиницу, например, в мае, а выехал в июне, то в бухгалтерском и налоговом учете (если фирма согласно учетной политике выбрала метод начисления) доходы отражаются в июне.

Что касается прямых расходов, то как в бухгалтерском, так и в налоговом учете их придется перераспределять между текущими и следующими отчетными периодами. Причем прямые расходы в бухгалтерском и налоговом учете могут различаться.

В бухгалтерском учете принцип соответствия доходов и расходов предусмотрен п. 19 ПБУ 10/99. Согласно этому пункту расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями.

Для целей налогового учета гостиница должна будет в соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ признать услуги за период с момента заезда по конец отчетного периода в качестве незавершенного производства. Соответственно прямые расходы, приходящиеся на этот период, не должны включаться в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Обратим внимание! Согласно изменениям, внесенным в ст. 318 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе начиная с 1 января 2005 г. относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. Таким образом, организациям, не желающим отражать незавершенное производство по услугам, необходимо предусмотреть это в учетной политике для целей налогообложения.

Отражение в учетной политике даты признания выручки в день выезда гостя (т.е. в момент прекращения договора с клиентом) значительно облегчает документооборот, а также снижает трудозатраты в бухгалтерии по обработке расчетных документов, но может привести к необходимости расчета незавершенного производства.

Дата признания выручки - ежедневно

Ежедневная дата признания выручки наиболее точно соответствует сути гостиничной услуги. Трудно предсказать, выедет ли гость досрочно, или, наоборот, продлит проживание. Кроме того, такой метод позволяет получать наиболее достоверные данные с точки зрения управленческого учета, а также дает возможность не формировать незавершенное производство в бухгалтерском и налоговом учете.

Но данная формулировка - "дата признания выручки - ежедневно" - требует дополнительного уточнения. Это связано с тем, что ряд гостиниц начинают признавать выручку в день заезда гостя, а другие - датой, следующей за днем заезда. На наш взгляд, более правильным является второй вариант. Основным аргументом в его защиту является, как правило, отсутствие факта оказания услуги в день заезда. Если в гостинице установлена посуточная оплата за проживание, то только в 12 часов следующего дня гостиница может признать, что услуга ею была оказана в полном объеме. Кроме того, данный факт косвенно подтверждается положениями Правил о предоставлении гостиничных услуг.

Для целей налогового учета при закреплении в учетной политике порядка ежедневного признания выручки гостиницам необходимо руководствоваться ст. 271 НК РФ. Согласно этой статье для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.

Ежедневное признание выручки технически не всегда возможно, поэтому на практике гостиницы часто применяют третий метод. При этом бухгалтерская запись Д-т 62-1, К-т 90-1 выполняется при выезде клиента на основании счета или акта об оказании услуг. Но если есть гости, проживающие на стыке отчетных (налоговых) периодов, стоимость проживания, приходящаяся на текущий месяц, показывается по состоянию на 30-е (31-е) число. Фактически это ежедневное признание доходов с особым порядком их отражения в бухгалтерском учете. Если контрагентам выдается акт, то по услугам, оказанным, например, с 25 мая по 4 июня, данный документ о проживании составляется два раза: с 25 по 31 мая и с 1 по 4 июня.

По мнению автора, для гостиниц это наиболее удобный вариант признания выручки: снижает трудоемкость процесса учета выручки от реализации услуг по проживанию, позволяет получать достоверные данные с точки зрения управленческого учета, дает возможность не формировать незавершенное производство в бухгалтерском и налоговом учете.

Автор: Н. Потапова, Генеральный директор ООО "АКЭФ-Аудит"
Финансовая газета, 2009/№30

В вашем браузере отключено выполнение сценариев JavaScript. Некоторые сервисы нашего сайта могут не работать. Пожалуйста, обратитесь к администратору вашего устройства.